пятница, 31 октября 2014 г.

Про оперу

Давно я тут не делилась новостями из нашей культурной жизни. Все что-то про еду и про еду. А рассказать есть о чем. С того времени, когда я последний раз писала о нашем культпоходе, в опере мы побывали уже трижды. Все это были походы в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

1. В конце июня мы все-таки попали на "Тангейзера". Очень странное впечатление от спектакля. Во-первых, я впервые слушала музыку Вагнера. Как я потом уже прочитала - эта опера "ранний Вагнер", то есть и не совсем "Вагнер", наверное поэтому слушалось достаточно легко. Хоть и не было ни одного знакомого мотивчика:))), но очень красиво, удобоваримо. Женя же сказал, что музыка по уровню выше, чем у Чайковского ( вообще как посмел!), потому как на протяжение всего действия музыка звучит как единое целое, а не отдельные номера-арии с никакими переходами между ними. Теперь про певцов. Очень хороший состав пел. Необыкновенно понравились баритоны-басы. Был один момент, когда мы вместе потянулись к программке, чтобы посмотреть кто поет. Это был Феликс Кудрявцев. Одна небольшая ария, но насколько хорошо было спето! Однако все это совершенно не касается исполнителя главной партии Тангейзера Майкла Путча. Это приглашенный певец, причем  именно на эту партию.  Но пел не очень удачно, давился на протяжении всего спектакля. И небольшой разбор действия с точки зрения режиссуры. Мы не увидели "порно"-балет во время увертюры. К тому времени в руководстве театра, видимо,  уже решили, что спектакль такой балет не украшает и  лучше 15 минут просто послушать хорошую музыку. Однако недоумений и на мою долю все равно было достаточно. Мне совершенно непонятно было, почему Тангейзер, возлюбленный Венеры, выглядит как 70-летний старец? Вот зачем богине любви он такой? Нет, понятно, что если он собрался уйти, то все ему там надоело и от такой жизни человек устал. Но он молод, почему все жесты просто старого человека? Хотя, если принять во внимание, что опера писалась в ХIХ веке, а легенда относится к  ХIII, то становится понятно, что человек проведший 7 лет в борделе при отсутствии антибиотиков чувствовать хорошо себя просто не может. Но как же мне не хватало в нем немного "Дон Жуана"! Уверенности, мужественности, вызова. Только отчаяние и сомнения.  Вот показательный эпизод. Тангейзер участвует в певческом турнире, посвященном любви. Его оппоненты возвеличивают "чистую" любовь, он же поет о любви "чувственной". Со стороны это выглядело, как будто собралась группа подростков и один "посвященный" знает "как это бывает" и рассказывает остальным. Когда же остальные возмущаются, он так пугается, что напоминает готового описаться щенка. Не поняла я для чего вот таким сделали главного персонажа... Мне кажется, что переборщили. Вот поругала, но общее впечатление - не зря съездили! Было интересно.
2. 12 июля мы побывали на опере "Евгений Онегин". Я уже слушала в этом театре эту оперу, но в другой, классической, постановке. Эта оказалась достаточно "аккуратной" без модных сегодня  посылов к современности:))) Именно здесь мне хочется поделиться своим открытием: опера просто необыкновенный вид сценического искусства. Спектакль испортить надо очень постараться. Потому как есть хорошая музыка, ее поддержат пристойные голоса, добавим режиссуру, красивые декорации и костюмы. Запороть абсолютно всё сложно. Вот и в данном спектакле: не очень хорошо звучали голоса у певцов, были претензии практически ко всем. Однако, что именно для меня важно, действие выстроено очень разумно. Хорошая работа режиссера: веришь всему, что происходит на сцене, каждому жесту. Только Гремина опять сделали стариком:((( И еще один спорный момент: Ленского со сцены подмели после дуэли. Обычно в этом месте антракт, в котором он спокойно встает и уходит, а здесь антракт пропустили и тело нужно было убрать:)) Правда, есть такое литературоведческое мнение, что Пушкин неслучайно убивает Ленского руками Онегина. Дело в том , что Владимир Ленский  для Пушкина, согласно этому воззрению,  не живой человек , а символ плохой, доморощенной, вялой поэзии (" ...Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем...)"). Поэтому вымести плохую поэзию со сцены вполне уместно, но, хочу предупредить, это не устоявшееся мнение литературоведов, а одно из многих.
3. И последнее в сентябре мы были на "Аиде". От этого спектакля впечатления грандиозные просто. Может и потому, что самые свежие? Очень понравилась Аида в исполнении Анны Нечаевой. Очень красивый сильный голос. Очень понравились Дмитрий Ульянов (Рамфис) и Антон Зараев (Амонасро). Не без претензий Лариса Андреева (Амнерис) и Николай Ерохин (Радамес). Однако надо отдать должное Андреевой, Амнерис у нее получилась. Настолько цельный и законченный образ! Очень понравилась она в четвертом действии, когда Амнерис пытается спасти Радамеса. К вокалу уже не было никаких претензий: великолепно спето, и сыграно замечательно.  Просто отличная работа! Я не поняла почему, я не могу того же сказать про Аиду. Голос у исполнительницы звучал великолепно, но образ, на мой взгляд,  не получился. Говоря языком изобразительного искусства, если Амнерис нарисовали, то для Аиды сделали небольшой набросок. Немножко рабыня, немножко царская дочь, немножко возлюбленная. Ну и Радамесу как-то не верится. В отличие от Жени у меня претензий к вокалу не было: я "регистрового строения голоса" , "оторванных верхов" и "открытых переходных нот" не слышу. Но мне очень мешал вид только что вышедшего из-за стола чиновника. Ну, не тянет Ерохин на человека, способного повести войско по пустыне. Никак! Но это условности именно этого вида искусства. Вполне можно и закрыть на данный факт глаза. Надо отметить, что именно в этом спектакле выстрелила еще одна составляющая: декорации. Иногда после открытия занавеса мы просто ахали от необыкновенной красоты на сцене. Это надо видеть!

Вот такие у меня впечатления от этих спектаклей. Надо сказать, что даже у нас с Женей впечатления разные получаются. Так что, я призываю вас по возможности ходить в театр и получить впечатления свои собственные. Я уверяю, что они обязательно будут хорошие.

А еще мы там рядом открыли хороший ресторан "La prima" с итальянской кухней. Помпезно, дорого, но вкусно и самое главное: великолепное обслуживание.

PS. Пока писала пост мы еще успели сходить с Алёшей на "Лебединое озеро". Очень понравилось.
PPS. Спасибо моему мужу Жене за помощь в написании этого поста.

4 комментария:

  1. Спасибо, Лена, за прекрасную рецензию! Я всё, кроме Тангейзера, ещё в СССР переслушала, пересмотрела (включая "Лебединое озеро"), когда оценивать увиденное могла только на уровне "понравилось/не понравилось")) А вот "Аидой" не впечатлилась. То ли рановато было для меня, то ли потому, что история очень уж древняя - не помню уже причин. Года 3 назад услышала "Аиду" по ТВ и опять она меня не зацепила. Никогда не волновали меня ни египетские пирамиды, ни цари; вот и опере со мной не повезло))

    Лена, а вы смотрите по ТК Культура оперный конкурс? Так интересно слушать жюри, несмотря на то, что ничего из их замечаний не понимаю))
    А ещё там же был биографический фильм про Образцову - очень интересный, поищи в сети. Называется "Жизнь как коррида". Очень много об актёрах понимаешь после таких фильмов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба, я эту оперу не рассматривала как "египетскую историю". Для меня это история про любовный треугольник. А это уже из вечного:)))

      Оперный конкурс смотрим. Как раз сейчас на втором компе Образцова разбирает выступление Илью Сильчукова.

      Фильм этот не видела. Поищу.

      Удалить
  2. Лена, спасибо за интересный рассказ и свои впечатления! Слышала от одной знакомой про Аиду. хотела родителям билеты купить, но найти пока не удалось...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марин, ты на их сайте зарегистрируйся и следи за билетами. На декабрьские спектакли уже все раскуплено, но не последние же они. Будут в следующем году.

      Удалить